Старшая школа

Обрести своё собственное суждение по конкретному вопросу и выработать индивидуальный стиль деятельности!Как молодому человеку обрести своё собственное суждение по конкретному вопросу и выработать индивидуальный стиль деятельности?

Вот две основные задачи, которые решает старшая ступень вальдорфской школы. Помогают же ей решать эти непростые задачи два принципа, лежащие в основе любого преподаваемого предмета в старшей школе: научность и искусство.

Занятия в старших классах направлены на то, чтобы заложить основы жизненного уклада, который по своей сути является глубоко научным в полном смысле слова. В отличии от основной школы, где уроки ведёт в основном классный учитель, в старшей школе занятия проводят учителя-предметники, то есть все занятия проводятся специалистами. Хотя ученики, безусловно, отдают должное специальным знаниям и педагогическим умениям учителя, но его авторитет уже не является чем-то само собой разумеющимся. Все высказывания преподавателя могут быть подвергнуты сомнению, и все обоснованные вопросы достойны обсуждения. Поэтому уроки часто представляют собой беседы и дискуссии.

Естественно научные эпохи (биология, география, физика, химия, математика и т.д.) наиболее благоприятны для развития наблюдательных и мыслительных способностей. Эксперименты учителя и опыты учеников играют здесь основополагающую роль. Ни одного вывода не делается без подтверждения наблюдениями, при проведении которых необходима очень большая точность, чтобы полученные результаты не могли ввести в заблуждение.

Задачей учителя является такое преподавание, которое скорее характеризует, чем определяет, и которое позволяет ученикам понять и оценить разные научные точки зрения по какому-либо вопросу. Здесь имеется в виду толерантность не только не только в смысле признания существования других взглядов, но и готовность вникнуть в чужие направления мысли и понять их.

В истории, литературе, искусствах уроки во многом тоже строятся на наблюдении и установлении причинно-следственной связи между явлениями. Но, кроме этой задачи, на этих уроках речь идёт об отдельных человеческих судьбах, произведениях искусства, социальных, политических и экономических проблемах, что позволяет ученикам преодолеть личные симпатии и антипатии и попытаться прочувствовать жизнь и образ мысли другого человека. Таким образом, ученики находят и свой собственный путь, который выражается в собственном стиле выполнения любой работы и формировании собственного мировоззрения.

Обретают собственный вкус и стиль!Огромное значение в старших классах имеет искусство. Теперь оно более осознанно, и ученики проживают как бы свою «историю искусства», встречаясь с различным «материалом»: звуком, словом, красками, глиной, деревом и др. Старшеклассники, занимаясь искусством, становятся богаче, многостороннее, больше могут понять и большему могут дать собственную оценку. Они обретают в этой работе собственный вкус и стиль.

Виды работ в старшей школе очень разные. Каждый учебник, сделанный руками старшеклассников, это новая творческая работа, в чём-то непохожая на предыдущую. Помимо эпохальных тетрадей, учащиеся пишут много сочинений, делают рефераты и доклады.