Младшая школа

При всех спорах о вальдорфской педагогике именно начальная школа вызывает наименьшее количество вопросов. Почему же?

Художественный характер преподавания! Художественный характер преподавания! Возможно, потому, что готовность к обучению определяется в вальдорфской школе объективным физиологическим и психологическим созреванием ребёнка: прорезыванием постоянных зубов, определённой длиной конечностей, способностью координировать движения и развитием памяти, необходимыми для начала обучения.

Возможно, тем, что преподавание носит художественный, образный характер (т.е. через видимые и словесные картины), а не сводится к передаче знаний, умений и навыков, что гораздо больше соответствует возрасту юного школьника. Мир уроков включает в себя не только академические дисциплины, но и художественные: живопись, лепку, музыку, поэзию – и просто игру.

Особенно важно, что мир школы и мир в целом предстаёт перед ребёнком как «мир добрый», мир, которому можно доверять.

Вальдорфская педагогика учитывает и то, что 7-10-летний ребёнок не хочет пассивно воспринимать оказываемые на него воспитательные и педагогические воздействия, а хочет сам исследовать мир, активно участвовать во всем.

СледующаяЛогика! особенность заключается в том, что личность учителя, столь важная для ребёнка, не бывает случайной в вальдорфской школе. Этому взрослому человеку можно задать вопросы, касающиеся не только уроков, но и самых разных явлений мира. А преподавание эпохами помогает ученику сосредоточиться на одном предмете и лучше разобраться во всём. Да и подражание, ещё столь большую роль играющее в 7-8-летнем возрасте, является существенным принципом преподавания и классного учителя, и у других преподавателей, работающих в классе, в том числе преподавателей музыки, если её не ведёт классный учитель.

Логика! А может быть, всё дело в том, что много внимания уделяется рукоделию, помогающему через моторику рук развивать логическое мышление, поэтому оно обязательно и для мальчиков, и для девочек.

Хорошо бы видеть все эти особенности в комплексе, а также узнать и о других, чтобы принимать сознательное решение, приводя своего ребёнка в вальдорфскую школу.