7 класс

Наступает возраст, к которому взрослая половина человечества относится с большим опасением: возраст тинэйджеров, или подростковый. Но попробуем посмотреть на этот возраст с точки зрения самого подростка.

Мы увидим большие внешние и внутренние изменения: ускоренный рост (особенно конечностей), увеличение массы тела, которой так трудно теперь управлять, что даже прямостояние становится проблемой, сверхэмоциональность и резкая смена настроения – всё это обычно очень пугает не только взрослых, но и самих ребят тоже. В этот момент им труднее всего найти контакт с внешним миром, который выглядит в их глазах крайне враждебно настроенным, и покой внутри самого себя.

Новое всегда, одновременно, и притягивает, и пугает!Новое всегда одновременно и притягивает, и пугает. Помочь подростку не бояться нового в себе и в мире, не бояться идти вперёд и совершать ошибки, увидеть равновесие, приобрести в нём свой опыт – это задачи преподавания всех предметов в 7-ом классе.

Особое внимание хочется обратить на эпоху географии, которая посвящена великим географическим открытиям новых материков, личностям первооткрывателей, их нелёгкой судьбе.

История поддерживает ту же тему, рассказывая об эпохе Возрождения и начале Нового времени, о новых землях, о переходе человечества от общественного к индивидуальному мышлению, об удивительных открытиях физических законов.

Похожее мы встречаем и в биологии: здесь в центре внимания тоже человек, а именно, его здоровье (органы дыхания, система питания). В связи с этой темой рассматривается происхождение продуктов питания, изучение культурных растений.

Впервые в 7 классе появляется эпоха химии, которая открывается изучением огня и процесса горения (как это соответствует душевному состоянию подростка!), а затем через гашение извести идёт к рассмотрению кислот, оснований и металлов.

Физика 7 класса тоже имеет «неживую» природу, т.е. механику. Здесь происходит знакомство с научной систематикой, помогающей ученику проверить и упорядочить свои мыслительные шаги, а, кроме того, акустикой, где рассматриваются звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства.

В математике впервые появляются отрицательные числа, способные и отразить и уравновесить положительные, а в геометрии основной темой становится смещение фигур.

Если в геометрии подросток старается прийти к строгим суждениям и точным понятиям, то занятия музыкой (как слушание, так и пение и музицирование) ориентированы на художественное восприятие искусства, на индивидуальную и совместную деятельность учеников класса.

Речевые и музыкальные эвритмические занятия в 7-ом классе посвящены балладам и юморескам и являются одновременно содействием и музыкальным и языковым занятиям.

Сложный внутренний мир подростка отражается и в изучении языков!Сложный внутренний мир подростка отражается и в изучении языков. В русском языке изучаются причастия и деепричастия, позволяющие строить осложнённые предложения и уже используемые обычно в речи ребятами, а также наречия и междометия, выражающие качества действия и чувства говорящего. На уроках иностранных языковосновным упражнением становится самостоятельное составление рассказов.

На уроках рисования и живописи ребята занимаются упражнениями по перспективе и этюдами по произведениям великих мастеров (Леонардо, Дюрер).

Уроки рукоделия и ремесла выполняют те же педагогические задачи, что и другие предметы. На уроках ремесла подростки работают с деревом, преодолевая его сопротивление и воплощая свой замысел. А на рукоделии ученики шьют куклу, т.е. прорабатывают фигуру человека в объёмном воплощении, что перекликается и с биологией, и с пропорциями человека в рисунке.

Преподавание гимнастики в этом году включает индивидуальную и групповую работу, занятия со спортивными снарядами, упражнения на выносливость и, конечно, игры с мячом, предоставляющие дополнительную возможность развития навыков общения. Момент самопреодоления, отчётливо проявляющийся на уроках гимнастики,- это лейтмотив, связывающий многие предметы в 7 классе и являющийся ещё более важным в будущем году.

***

Темная осень,

Сумрачный край,

Заброшенный город, Ранее рай.

Богатые улицы

Тихо вокруг.

В темном подвале

Преодолевая недуг

Распускался цветок

Как солнце златой

Каждую ночь

Окутанный тьмой,

В высь он тянулся,

А Божий свет, Не в силах помочь, Тому, кто во тьме…

Иванов Григорий 7 класс. 2008-2009 уч.год.