4 класс

С 4-го класса мы имеем дело с иной душевной ситуацией ребенка, чем в предыдущие годы. Отношение к природе и человеку изменилось. Единство с миром превращается в двойственность: «Я» и «окружающий мир» — это разные вещи. Но основной период кризиса уже остался позади, в 3-ем классе. Сейчас мы видим , как правило, те последствия, которые остаются у человека на всю жизнь: критическое мышление, направленность вовне и другие. В общем, детство закончилось.

При этом центральным качеством 4-классника является воля. Ребята смелы, мужественны, способны на отважные поступки, причём не только мальчики, но и девочки.

Способны на отважные поступки!чтения, и материалом для рассказывания в конце урока, и материалом ритмической части. Ученики рецитируют большие отрывки из «Старшей Эдды», а в конце года ставят спектакль по одному из полюбившихся эпизодов. Слушая и декламируя богатые аллитерациями стихи, дети могут почувствовать, как речь может подчиняться стихотворному ритму.Поэтому и основной темой года становится героизм. Сначала на основе мифологии. Суровый мир Скандинавии, германские сказания о богах и героях и русские былины многое объединяет: грандиозные образы, смелость и мужество героев. Это становится и материалом уроков

Математика. Если раньше ребенок ощущал себя в единстве пространства и времени, теперь он может начать мысленно разделять их. При этом, наряду с пространственной, возникает и временная дифференциация. «До» и «после» не только сильнее ощущаются, но и связываются друг с другом. Таким образом, ребята готовы к изучению дробей. Дроби – составные части того, что мы видим. Целое делится на части, а части способны соединиться вновь воедино. Примеры этого ребёнок видит и вовне и внутри себя. Обычно это очень «вкусная» эпоха, ведь любым вкусным сразу хочется поделиться, хотя бы с другом. Кроме дробей, темами года становятся 4 действия с большими числами (от 3х до 9-значных) и таблица умножения до 20. Работа с таблицей заключается не только в зазубривании, но и в поиске математических закономерностей. Параллельно идёт работа над таблицей деления.

И в музыке можно услышать«дробную» тему, например, в изучении такта и размеров. От канонов теперь переходим к многоголосию (важно вести свой «голос» в общем хоре), пробуем читать с листа. Усложняется начатое в 3-ем классе нотное письмо.

На уроках живописи тоже начинается проработка пространства (верх-низ), а также тренируется умение изображать разные состояния: тепло-холод, тяжесть-лёгкость, предметы, животных и человека.

Особенная эпоха в вальдорфской школе – «Человек и животное». С неё начинается зоология, причём именно с рассмотрения человека. Человек есть та мера, с которой соотносится весь животный мир. Он абсолютно не специализирован, в то время как любой вид у животных часто образует только специфические, односторонние признаки: отдельные чувства, определенные способы передвижения, и т.д., включая и относящиеся к ним органы (глаза, органы обоняния, конечности). Все это имеется и у человека, оставаясь лишь намеченным и уравновешенным по отношению к другим способностям. Таким образом, человек – синтез и, вместе с тем, прообраз всего животного царства. На этой эпохе много рисуют и лепят.

Человек – синтез и, вместе с тем, прообраз всего животного царства!Изучение окружающего мира плавно переходит в краеведение. Теперь, в четвертом классе, они стремятся обратиться к тому миру, который открывается их внешнему восприятию. В этом возрасте дети хотят слышать такие стихи о природе, в которых проявляется практическая, жизненная мудрость. В краеведении 4 класса речь идет об установлении географических и, прежде всего, экономических условий региона. Если ранее доминировали общие вопросы (связь с природой – знакомство с трудовыми процессами и взаимосвязями), то теперь взгляд ребенка обращается на пространство и время. Ближайшее окружение школы – район Строгино, а затем и Москва – должны теперь предстать перед ребенком в своем географически-пространственном и исторически-временном становлении вплоть до современности. Таким образом ребенок может ощутить свою социальную и пространственную сопричастность окружающему миру. Большая часть уроков этой эпохи проходит непосредственно в городе, а потом составляются планы и описания увиденного и пройденного.

Уроки рисования форм посвящены переплетениям. Это красивые, но очень трудные рисунки древних букв или орнаментов. Такая работа тренирует мышление, требует много труда, сосредоточенности, аккуратности.

Не позднее 4-ого класса появляется и перьевая ручка, поэтому необходима работа по каллиграфии. То, что выходит из-под пера, красиво и понятно другому человеку. Непосредственно же темами родного языка в 4-ом классе становятся: словообразование (т.е. изучение частей слова и происхождения одного слова от другого), а также части речи (предлог, местоимение, междометие). Изучаются орфограммы и пунктограммы, связанные с данными темами, но пока без заучивания правил наизусть. Впервые ребята тренируются в составлении простых планов и в написании писем. Необходимо так объяснить своё мнение другому человеку, чтобы он меня понял.

Проявить волю, смелость и мужество!

На рукоделии ученики практикуются в вышивании крестом. Обычно вышивают большие сумки, с которыми многие потом ходят в школу. В этой сумке необходимо, переходя от цвета к цвету сохранять горизонтальную и вертикальную симметрию. Довольно сложная задача!

В конце года 4 класс идёт в поход с ночёвкой. Там он сможет применить знания, полученные на уроках краеведения, зоологии, математики и других, а главное — проявить ту волю, смелость и мужество, которые дети несут в себе и могут наблюдать в окружающем мире.